Семь заветных слов   Словесная вода не имеет формулы, но полна формулировок. (Л. Сухоруков)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Философское понятие свободы

Свобода как сложное философское понятие имеет многоуровневый и многоаспектной характер. Важно выявить его существо, сердцевину, глубинную суть. На самом поверхностном уровне свобода может выступать со своей отрицательной стороны — как свобода избегать чего-либо, свобода разрушать, свобода не считаться с существующими реалиями. Это наивно-простодушное понимание свободы, может, однако, иметь при определенных условиях самые разрушительные последствия. Такая свобода есть варварство и обскурантизм и чревата в применении к общественной жизни первоначально хаосом и анархией, а затем закономерно приходящим им на смену деспотизмом.

Поэтому совершенно правильно отмечает С. Франк: «...свобода есть не отрицательное, а положительное начало ...свобода, отрицающая власть, авторитет, иерархию, служение, ведет через анархию к деспотизму, т. е. к самоотрицанию, и ...наоборот ...жажда подлинного самоопределения может быть удовлетворена лишь через самоопределение, внутреннюю дисциплину духа, уважения к сверхличным ценностям и началам». (Франк С. По ту сторону добра и зла//Новый мир. 1990. № 6. С. 222.)

Второй уровень свободы прямо вытекает из осознания несостоятельности отрицательной свободы. Этот уровень есть свобода ответственного выбора. Здесь выявляется человеческое значение свободы. В библейском сказании об искушение, о вкушении плода с древа познания добра и зла в символической форме выражена идея, что человек, став человеком, обречен постоянно выбирать между добром и злом.

Осознав, что любой его поступок может обернуться добром или злом, что, вообще, мир наполнен борьбой светлых и темных сил, человек через посредство обретения чувства стыда и возникающей на его основе совести, становится ответственным. Чувство стыда (как и чувства сострадания и благоговения), по,Вл. Соловьеву, есть то, что отличает человека как такового. Совесть понимается как ответственность перед Вечностью, перед Богом, как оберегание сокровенного в душе человека. (Соловьев Вл. Оправдание добра или нравственная философия Вл. Соловьева//Сочинения. Т. 1. М., 1988. С. 119—125.) Отсюда ясно, что свобода ответственного выбора предполагает дисциплину духа, самоопределение.

Третий уровень свободы можно назвать экзистенциальной свободой. Это свобода не только выбора, но и творчества — творчества добра и зла. Экзистенциальная свобода является дальнейшим развитием уровня ответственного выбора. Ее существо связано с тем, что человек в процессе жизни не только выбирает между наличным добром и злом, но и создает такие их формы, которые до того не существовали.

Жизнь не состоит сплошь из стандартных положений: в большинстве ситуаций заранее не известно, какой из возможных вариантов поведения предпочесть, в жизни нет незыблемо твердых опор, нет знамений, «мы живем на равнине» (Ж. П. Сартр).

Абсолютные нравственные ценности, такие, как, например, принципы христианской морали или категорический императив Канта и другие, не могут выполнять роль рецепта поведения, в силу их обобщенного характера. Человек, не забывая о них, отталкиваясь от них, в конкретном поступке созидает новый образец поведения перед лицом всего человечества. За него он несет ответственность Понятно, что процесс творчества добра и зла предполагает сложные духовные переживания, Он связан с внутренним самоопределением. Поэтому экзистенциальный уровень свободы раскрывается как процесс внутреннего духовного самоопределения. В этом, на мой взгляд, выражается глубинная сущность свободы.

Наряду с уровнями свободы можно выделять ее аспекты: политическая свобода, правовая, экономическая и другие виды свободы. Это очень важные ее аспекты. Однако без свободы внутреннего духовного самоопределения все эти виды свободы не являются реальными. Так, в обществе может существовать, скажем, правовая свобода, но люди, тем не менее, не будут ею пользоваться, продолжать жить в состоянии несвободы. Аналогичным образом существование политической свободы отнюдь не означает, что все индивиды окажутся политически свободными: найдутся как и те, кто будет покушаться на свободу других, так и те, кто не сумеет или не захочет воспользоваться своей.

Поэтому прав был Б. П. Вышеславцев, когда писал: «Революционная свобода, политическая свобода, гражданская и правовая свобода не исчерпывают и не выражают подлинной сущности свободы, а являются лишь условием ее возможности, лишь путем ее достижения и защиты».(Вышеславцев В. П Вольность Пушкина//О России и русской философской культуре. М., 1990. О. 398.)

Свободу нельзя привить извне, со стороны внешнего принуждения, как нельзя принудить к тому, чтобы нравилось то, что не нравится. Именно поэтому она в своей глубине есть свобода внутреннего духовного самоопределения.

В. Ф. Шаповалов

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год. Стр.71-79.


Творческая и духовная свобода в литературном и художественном самовыражении - на сайте Клуб интеллектуалов Хоупфиш. История и культура, философия и бытовые аспекты, литература, путешествия и общественные правила в заметках разного жанра и стиля.



Следующая страница: Свобода и необходимость

   • Начало  • Философские разговоры   • В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество   • Философское понятие свободы  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master