Семь заветных слов   Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение


Словарь старинных слов:

Имут — имеют.


Философия В. Соловьева

О. С. Пугачев

В истории философии не так легко выделить имена тех мыслителей, чья жизнь полностью соответствовала бы их учению, хотя н ясно, что абсолютного совпадения быть не может, а, исходя из сущности человека, вероятно, и не должно, но важно другое — максимальная близость слова и дела. В этом отношении для нас представляет существенный интерес обращение к такой яркой личности прошедшего столетия, как Владимир Соловьев (1853 — 1900), философу и поэту, публицисту и литературному критику. Что Соловьев был человек необыкновенный, свидетельствуют материалы многочисленных воспоминаний (Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. Изд, 2. Спб., 1904; Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. М., 1913.), но ни необычайность соловьевского визионерства, ни призвание пророка, ни поразительное сочетание духа бунтарства и послушничества нас здесь занимать не будут — основное внимание мы уделим поведенческому аспекту этой недолгой, но богатой жизни, в его соотнесенности с основными принципами этического учения.

По поводу употребления последнего слова следует специально оговориться: философ заявлял о том, что своего учения не имеет, а собственную задачу видит в последовательном отстаивании принципов христианства, особенно такой идеи, как установление Царства Божия на земле как полноты социальной, духовной и политической жизни. Позиция философа объяснима и не должна вводить нас в заблуждение то, что. создал Соловьев в русской (и мировой) ~ философии есть именно учение и система со всеми их характерными признаками,— иное дело, когда речь идет о признании им абсолютной ценности и нравственного превосходства христианства.

Философия В. Соловьева: этические абсолюты  
В истории философии не так легко выделить имена тех мыслителей, чья жизнь полностью соответствовала бы их учению, хотя н ясно, что абсолютного совпадения быть не может, а, исходя из сущности человека, вероятно, и не должно, но важно другое — максимальная близость слова и дела. В этом отношении для нас представляет существенный интерес обращение к такой яркой личности прошедшего столетия, как Владимир Соловьев (1853 — 1900), философу и поэту, публицисту и литературному критику.

Философия В. Соловьева: идея воскресения  
Среди христианских основ соловьевского учения важно отметить идею воскресения, поскольку она имеет не только биологический, но и величайший нравственный смысл. Смерть — величайшее зло на земле, «бедствие всех бедствий». Для Соловьева жажда бессмертия и правды, понимаемой здесь как нравственное совершенство,— это то, что возвышает человека над природой. Бессмертие, взятое само по себе, не имеет смысла, так же. как теряет его и совершенство, когда оно силой времени и смерти обращается в прах.

Философия В. Соловьева: единство слова и дела  
Как же обстояли дела с теми моральными абсолютами, которые составляли живую ткань его этики? Находили ли они себе место в жизни? Отчасти, и именно там, где это зависело от Соловьева, да. Чтобы подтвердить данный тезис, нужно обратиться к фактам биографии, и на этом пути нас поджидает опасность превратить Соловьева в икону, чему как будто способствует и часть мемуарно-биографического материала.

Философия В. Соловьева: абсолют и мораль  
"Мы отчасти говорили выше о том ценном, что не затронуто временем в этике Соловьева. Попытка основать нравственность на фундаменте абсолюта также представляет отнюдь не только историко-философский интерес; наше время испытывает острую нужду в приоритете таких нравственных норм, как жалость, стыд, сострадание, любовь..."



   • Начало  • Философские разговоры   • О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master