Семь заветных слов   Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Мишель Эйнем из замка Монтень

Мишель Эйнем из замка Монтень родился 28 февраля 1533 года.
Вырос и сформировался как мыслитель в эпоху позднего Возрождения, на излете того культурного движения в Европе, которое называют гуманизмом.

Гуманизм оформился как противопоставление светской образованности церковно-схоластической учености, и в основу его легли учения древне-греческих философов. Гуманисты ставили задачу возрождения греко-римской культуры, осуществляя грандиозный синтез христианской "веры" и античной "мудрости". Эпоха, в которой довелось Монтеню оставить свой непохожий ни на кого след, характеризовалась множеством философских течений, бурным взлетом естествознания.

Современниками Монтеня были Леонардо да Внчи и Джордано Бруно. Ему было 10 лет, когда Коперник опубликовал свою книгу "Об обращении небесных сфер", он мог общаться со свидетелями дружбы Томаса Мора и Эразма Роттердамского. В конце жизни он мог читать труды Галилея по астрономии и слышать о восстании в Испании, возглавляемом Кампанеллой. С другой стороны, это было время жестоких религиозных и политических раздоров и безжалостных войн.

В молодости, вероятно, Монтень участовал в военных походах, двенадцать лет он проработал советником парламента города Бордо. Неоднократно бывал в Париже при королевском дворе, был ограблен, пережил пожар, смерть детей, чуму, а на склоне лет оказался даже заложником в Бастилии.

С 1582 по 1586 годы Монтень исполнял обязанности мэра Бордо. Почетная, но бесплатная и беспокойная должность щаставляла Монтеня устремлять все свои силы и ум на утешение страстей, в условиях гражданской войны важным было не допускать кровопролитий на любом уровне конфликтов. Общественная деятельность разочаровала философа, в 37 лет он удалилися в собственное имение, где засел в замковой башне, где располагалась библиотека.

Первые две книги "Опытов" были выпущены в 1580 году. После ухода с поста мэра Монтень в 1588 году выпустил издание, состоящее из 3-х книг. Последние два десятилетия жизни Монтень серьезно страдал от каменнопочечной болезни. В возрасте 59 лет он скончался от приступа этой болезни.

При написании "Опытов" первоначальный замысел был довольно непритязателен: выписать из наиболее авторитетных морально-философских сочинений древних авторов (Плутарх, Сенека) поучительные примеры, исторические анекдоты, и снабдив их комментариями, преподнести в качестве "учебника жизни". Однако, по мере работы примеры никак не укладывались в "универсальные правила". Не без изумления осознав, что его "уроки" разбегаются в сплошные "исключения", Монтень решил, что необходимо изложить не только комментарии, но и собственные суждения, основанные на личном опыте.

Работа над "Опытами" продолжалась до конца жизни. Уже во второе издание, кроме третьей книги, Монтень внес более 600 добавлений. С изданием 1588 года не расставался никогда, внося все новые и новые правки. При этом он никогда ничего не исключал, только вносил все новые примеры. Это, по его собственным мыслям, позволяло бы проследить развитие авторской мысли. Причем подчас в добавлениях Монтень противоречил самому себе, но не стремился затушевать эти противоречия, подсказывая читателю, что об одном и том же предмете могут существовать взаимоисключающие мнения. Часто он не узнает в своих мыслях самого себя. Это говорит о том, что движение мысли автора - не целенаправленное движение к некоторому результату, а поиск, устремленный в бесконечность.

"Опыты" Монтеня - это беседа с самим собой. Способы построения рассуждений при этом могут быть как риторическими, так и логическими. А методы воздействия на собеседника - самого себя - как убедительными, так и доказательными. Каждый момент Монтень готов уличить себя в неточности, ошибке. Философ ставит опыт над самим собой.

Ангелина Лопаткина, специально для 7zs.ru



Скептический фидеизм Монтеня  
Скептицизм для Монтеня не идеал, это точка оттолкновения, рубеж, подлежащий преодолению. Погрузившись в мир без истины, Монтень показывает всю его практическую неуютность и невозможность найти критерии каждодненвого поведения среди людей. Но, в отличие от скептиков, вопрос об истине он не снимает, хотя и не создает своей собственной доктрины. По мнению Монтеня, если истина существует, то она одна, едина и неделима.

Философские идеи Монтеня  
Монтень создает свою собственную этику: отвержение и неприятие зла, чуждость эгоцентризму и самолюбованию. Непрерывная цепь связывает людей в природный субстрат. Отсюда отказ от жестокости, вероломства, тщеславия, ревности, от позиций палача и преследователя.



   • Начало  • Философские разговоры   • Мишель Эйнем из замка Монтень  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master