Семь заветных слов   Слово - не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли. (Гюстав Флобер)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Народность и национальное искусство

Для эстетической теории и художественной практики чрезвычайно важен вопрос о связи категорий народности и национальной специфики искусства. Всякое передовое, полнокровное искусство прочно связано с жизнью своей страны, со стоящими перед ней проблемами, с лучшими традициями национальной культуры. В этом смысле подлинно народное искусство всегда является национальным, что не означает, конечно, приверженности идеям национальной исключительности, пренебрежительного отношения к культуре других народов. Способность к восприятию и творческой переработке всего лучшего, что создано творчеством других народов, всегда отличала выдающихся мастеров художественной культуры.

Особенности исторического пути той или иной страны накладывают глубокий отпечаток на содержание и форму национальной литературы и национального искусства.

Например, в русской художественной культуре середины XIX в. особое значение приобрело образное раскрытие крестьянской темы. Ведь вопрос о ликвидации крепостничества и путях дальнейшего развития деревни стоял в центре внимания русской общественной мысли той эпохи. Воплощение этой темы, связанные с этим художественные задачи послужили основой выработки глубоко оригинальных, новаторских приемов художественного творчества. Достаточно вспомнить, например, «Записки охотника» Тургенева, рассказы и очерки беллетристов-народников, картины Венецианова, Перова, Репина и др.

Обращение к теме деревни учило глубокому проникновению в психологию простого человека, в красоту родной природы. Это обогащение художественной палитры, глубоко национальное по своему духу, обладало и общечеловеческой ценностью, выходящей за пределы национальной художественной культуры, да и за рамки той эпохи, когда создавались данные произведения. Шедевры русского реалистического искусства и сегодня волнуют нас, как и широкую зарубежную художественную аудиторию. Это говорит об их подлинной народности, о том, что они явились важным шагом вперед в развитии мировой литературы и искусства.

Вместе с тем объем понятий «народное искусство» и «национальное искусство» не совпадает.

Нам представляется, что категория народности, тесно связанная с научным анализом социальных явлений, с ясным пониманием перспектив исторического развития может служить инструментом эффективного анализа этой проблемы. Дело в том, что национальное это не только культурные «истоки» данного народа, его исторические реликвии, его прошлое. Это и сегодняшний день развития. Абсурдно было бы утверждать, что, например, современный украинский, молдавский или узбекский народы «утратили» свою национальность, а подлинными ее носителями были лишь их предки, жившие в условиях патриархально-феодального строя. Такой подход ведет к подмене национальной специфики национальной экзотикой.

На самом деле сегодняшний день народа — также этап его исторической судьбы, преемственно связанный с прошлым. И отобразить этот сегодняшний день, развитие национальной психологии и национальных традиций в новых условиях — важная задача, решение которой и создает современное национальное искусство народов. Это искусство глубоко прогрессивно и жизненно, оно тесно связано с устремлениями и чаяниями народов, с их современностью. Поэтому подлинно современное национальное искусство также является народным,

Т. В. Кузнецова


Заметки о русских культурных традициях с древнейших времен до наших дней представлены на сайте Формула дизайна.



Следующая страница: Народность в художественной культуре

   • Начало  • Философские разговоры   • Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории   • Народность и национальное искусство  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master