Семь заветных слов   Даже тот, кому нечего сказать миру, найдёт для него пару крепких слов. (Иван Иванюк)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение






Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

6. Сообщество духовных учений

В. И. Холодный

Обратимся к анализу современности, опираясь на изложенное понимание структуры духовности и механизмов ее формирования. Официальная идеология до августовского путча 1991 г. характеризовала перестройку как возврат от сталинизма к ленинизму, ленинским принципам построения социализма. Этим подчеркивалась правильность выбора социального и духовного развития. по которому пошло наше общество в Октябре 1917 г., с чем большинство людей так или иначе соглашалось. В данном случае предельно упрощались возрожденческие проблемы, которые встали перед СССР и всей мировой цивилизацией. Сегодняшняя либеральная идеология в такой же мере упрощает нх, но уже путем абсолютизации формализованных «западных» ценностей.

Для понимания и решения возрожденческих проблем прежде всего необходимо восстановить понизившийся авторитет многовековых аксиологических атрибутов: совести, чувства вины, сострадания и покаяния, а также личностную (в противовес конформистской) самореализации человека в коллективе и в восприятии космической Вечности как мощной животворной силы. Для этого необходимо думать над созданием ситуации, в которой люди смогли бы ощущать на себе влияние традиционной крестьянской психологии, природа которой плюралистические выразилась в творчестве всех народов прошлых веков и сейчас еще демонстрирует свою силу в бытие «малых» народов. Это даст возможность преодолеть технократический атеизм н начать формирование самобытных духовных разновидностей секулярного мировоззрения.

Основными авторитетами здесь будут Ж. Ж. Руссо, Т. Карлейль, Ф. Ламенне, А. С. Хомяков, А. И. Герпен, М. А. Бакунин и другие представители мировой философской мысли, которые так или иначе пытались теоретически воспроизвести феномен традиционного народного миромышления в тот переходный период истории, когда оно оказалось в ситуации кризиса в Западной Европе и вытеснялось формалистическими стилями мышления.

Формирование археологического секуляризма предполагает не только рефлексию традиционного мировоззрения, но и постоянное обращение к таким мифическим и реальным авторитетам как Будда, Христос, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, а также экзистенциально мыслящим философам и писателям, в личностях которых как бы олицетворялись роковые вопросы человеческого существования.

В свою очередь вечными «законодателями» философской культуры мышления являются многие древнегреческие и средневековые мыслители, а также философы Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, В. Соловьев и другие. Именно их творчество, взятое как целостный процесс, представляет собой классическую концептуальную основу для переосмысления духовных традиций прошлого в создания рефлективной теории соборно-секулярного мировоззрения. Кроме того, мировая психология раскрыла различные механизмы проявления внутреннего мира человека, что делает ее влиятельным авторитетом в условиях духовного возрождения цивилизации. В этом смысле имена 3. Фрейда и других выдающихся психологов в такой же мере бессмертны, как и имена вышеназванных философов.

Таким образом, для формирования соборно-рефлективного мировоззрения необходимо возродить исключительно богатое сообщество духовных ценностей, учений и классиков мировой мысли, от которых наше общество в высшей степени отчуждено.

По моему убеждению, в одном ряду с перечисленными мыслителями, а отнюдь не особняком, как это было в закончившийся сейчас период горбачевской перестройки, должно стать и трагически великое имя В. И. Ленина. Выделение его в особый символ перестройки фактически оставляло неизменной сталинско-брежневскую линию по отношению к родоначальнику большевизма и стимулировало беспринципное обращение к его авторитету для подтверждения или саморазумеющихся истин, или устарелых позиций. Это только усиливало негативное и зачастую такое же упрощенное отношение к нему со стороны «левых» и «правых» его односторонних критиков. Личность Ленина на протяжении веков, очевидно, будет вызывать самые разноречивые толкования. Но эти оценки пускай самые беспощадные, должны быть достойны его гения, а не представлять собой узких идеологических штампов или стандартизированного негативизма. А сейчас нередки даже суждения о Ленине как о заурядном политическом авантюристе.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Философские учения, литературные течения, история литературы и риторики представлены на сайте Семь заветных слов.



Следующая страница: 7. Логика революции - жертвенность

   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 6. Сообщество духовных учений  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master