Семь заветных слов   Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение




Образование и воспитание как аспект развития культуры

Ю. М. Устюшкин

Совершенно естественной представляется следующая закономерность. Когда появляется необходимость гуманизировать общество (а такая потребность возникает в периоды общественных кризисов), то наше внимание в первую очередь обращается на систему образования и воспитания. Ведь именно здесь закладываются основы логики мышления и нравственно-эстетических императивов развития человека, а значит, и всего общества. Это не случайно: от той роли, которая отводится образованию и воспитанию в системе обшественного производства, зависит значение гуманитарного знания, определяющего в конечном итоге смысл и культуру индивидуальной и обшественной жизнедеятельности. Чтобы преобразования в обществе были действительно эффективными, необходимо рассматривать систему образования и воспитания в качестве рода или по крайней мере как систему, наделенную существеннейшими признаками рода по сравнению со всеми остальными видами общественного производства.

Не случайно во все времена образование и воспитание представляли собой важнейшую сферу жизнедеятельности общества. На некоторых этапах человеческой истории отношение к ним определяло смысл жизни общества. Более того, овладение содержанием этой важнейшей сферы говорило о действительном, а не мнимом совершенстве человека. Так, в конце своей книги K.-П. Вернан приходит к следующему выводу; «Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно, политика, риторика, дидактика». (Верван К.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 158 — 159.)

Школьная парта. Верхнетоемский краеведческий музей.
Школьная парта.
Верхнетоемский краеведческий музей.
Архангельская область.

Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы. Во всех своих достоинствах и недостатках он — дитя полиса». Конечно, здесь речь идет не столько о конкретной системе образования и воспитания древних греков, сколько о принципе самообразования, составлявшем основу их жизнедеятельности. Однако эта мысль французского философа хороша тем, что в ней раскрывается не формальное, а именно содержательное становление человека посредством воспитания и образования.

Кроме того, это становление оказалось возможным, прежде всего потому, что была «изобретена мощная социальная организация нового типа, способная повысить человеческий потенциал и вызнать изменения во всех аспектах существования — изменения, которые едва ли могли представить себе мелкие, привязанные к земле общины раннего неолита». (Мамфорд Л. Миф машины//Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 79.)

Впрочем, здесь напрашивается вывод несколько иного, но тоже общего характера, а именно всякий переход от одной социальной организации к другой непременно сопровождается само-рефлексией общества, направленной на энергичное стимулирование образования и воспитания. Общественные отношения конкретного исторического периода во всем многообразии всегда показывают действительность той разумности, которая содержится главным образом в доминирующих идеалах и ценностях системы образования и воспитания. И коль скоро гуманизация общества непосредственно связывается с образованием и воспитанием, то существо проблемы оказывается напрямую зависимым от конкретной организации процесса обучения как принципа восхождения по иерархии ценностей и идеалов.

Основой внутреннего строения образования и воспитания, в которой ценности и идеалы приобретают свою логическую последовательность, может быть только их соответствие историко-логическому пространству национальной и общественной культуры, где идеалы, идеи и направления возникают в строго определенном порядке и где именно эта естественная историко-логическая последовательность делает их незыблемыми и вечными, а не подверженными коньюнктуре времени и обстоятельств, как это происходит в нашей системе образования и воспитания.

Соответствие принципу последовательности оказывается эффективным и актуальным потому, что такие свойства культуры, как единство и преемственность, перестают быть зависимыми только от политических, экономических или идеологических факторов, и культура становится не односторонним, а целостным смыслом и целью развития всех членов общества. А поэтому овладение наличным богатством культуры есть несомненное тождество творческому (разумному) приумножению самой культуры.

Публикуется по изданию: Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год



Следующая страница: Гуманизм как представление о достоинстве и благородстве

   • Начало  • Философские разговоры   • Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание   • Образование и воспитание как аспект развития культуры  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master